+7 (499) 707-12-17 +7 (499) 707-12-17 info@psk-build.ru Заказать звонок
Заказать обратный звонок
+7

Укажите телефон

Акция
Наши клиенты

Посмотреть все новости

Строительство производственных зданий. Технологические требования к металлоконструкциям.

Строительство предприятий морского флота

Предприятия морского флота почти полностью располагаются в одноэтажных зданиях с шириной пролетов 18 м, шагом колонн 12 м, высотой помещений 7,2-12 м. Здания оборудуются всеми видами кранов, а также тельферами. 

В зависимости от вида производств, степень насыщенности помещений технологическими и инженерными коммуникациями различная. Вентиляционное оборудование размещается во вставках при больших размерах цехов или в пристройках в торцах зданий. Межферменное пространство служит для прокладки магистральных воздуховодов.

В качестве несущих конструкций покрытия используются, в основном, железобетонные балки и фермы. По технологии производства здания оборудуются подвальными помещениями. Наилучшая привязка колонн крайних рядов к продольным координационным осям — нулевая. Ввиду возведения значительного числа объектов в районах, подверженных сейсмическим воздействиям, фундаментные балки используются как связи, поэтому замена их цокольными панелями неприемлема. Фонари не имеют массового применения на предприятиях морского флота.

Строительство предприятий железнодорожного транспорта

Строительство транспортного цехаПредприятия ППЖТ размещаются в одноэтажных производственных зданиях, сблокированных с многоэтажными административно-бытовыми корпусами. Одноэтажными выполняются ремонтные мастерские и депо. При проектировании зданий в районах с суровыми климатическими условиями создаются внутренние дворы.На 60% площади здания оборудованы технологическими опорными мостовыми кранами грузоподъемностью 30-50 т, на 40% площадей — подвесными кранами грузоподъемностью до 5 тс. Грузы из пролета в пролет передаются рельсовыми тележками. Напольными подъемно-транспортными средствами в производственных цехах служат погрузчики, рельсовые тележки, козловые краны.

Все здания отрасли-многопролетные, при абсолютных размерах пролетов 18, 24, 30 (иногда 21 м) и шаге колонн 6 м. Наиболее часто повторяемые высоты помещений — 6, 7,2; 8,4; реже 10,8 м. Пролет, равный 18 м, перекрывается железобетонными балками, а большие пролеты — металлическими фермами. При наличии железобетонных балок на пролеты 21 и 24 м от ферм можно отказаться.

Вентиляционные установки компонуются в виде двухэтажных вставок или пристроек, а также в торцах зданий, у входов и въездов в ворота. Воздух подается в рабочую зону на высоту 2-3 м. Вокруг составов, находящихся в депо и тамбурах у ворот, устраиваются тепловые воздушные завесы. Коммуникации и воздуховоды прокладываются в приямках цехов. Устройство подвалов нецелесообразно по экономическим соображениям.

При использовании в наружных стенах панелей типа «сэндвич» оптимальной считается вертикальная разрезка. Некоторые типовые конструктивные решения зданий и их элементов требуют переработки или совершенствования.

Строительство предприятий автомобильного транспорта

Одноэтажные здания предприятий автомобильного транспорта (50%) оборудованы подвесными кранами грузоподъемностью до 2 т. Напольными транспортными средствами служат электрокары и конвейеры. Число пролетов в зданиях — от двух до четырех при абсолютных размерах 12, 18, 24 м и более. Предпочтительны 18- и 24-метровые пролеты зданий при шаге колонн 12 м. Наиболее повторяемые высоты помещений — 4,8; 6 и 7,2 м. Все здания с шириной пролетов до 24 м перекрываются железобетонными конструкциями: балками (на пролеты 12 и 18 м) и фермами на пролет 24 м). На пролеты 24 м и более применяются также металлические фермы, в первую очередь, для северных районов страны. Целесообразно использование квадратной сетки колонн 15:15 м. Наружными стенами служат панели с горизонтальной и вертикальной разрезкой.

Предприятия отличаются высокой кратностью воздухообмена в 1 ч: 4-10 раз. Магистральные воздуховоды диаметром до 1,4 м прокладываются в любом направлении. При сравнительно небольших размерах зданий (в среднем 72:96 м) вентиляционное оборудование устанавливается на антресолях в торцах или в центре цехов. Подвальные этажи и крупные приямки в зданиях отрасли не проектируются. Из фонарей применяются только зенитные. Модернизация оборудования или технологических процессов осуществляется каждые 3-4 года.

Строительство предприятий речного транспорта

Проектируются и строятся на 90% в одноэтажном исполнении. Они оборудованы подвесными кранами грузоподъемностью 1-5 т, а на участках ремонта грейферов и контейнеров — опорными мостовыми кранами небольшой грузоподъемности. Грузы из пролета в пролет передаются поперечными кранами. Напольными транспортными средствами служат электрокары.

Оптимальный пролет для зданий отрасли — 18 м, шаг колонн — 6 м. Многопролетные (в основном, двухпролетные) здания имеют высоты помещений 6; 7,2 и 10,8 м. В качестве стропильных конструкций на пролеты 12 и 18 м используются железобетонные балки, на пролет 24 м — фермы, хотя межферменное пространство практически не занимается коммуникациями. Для северных районов страны применяются легкие металлические конструкции. Подвалы в помещениях предприятий отрасли отсутствуют, а приямки (в частности, для ввода коммуникаций) имеют небольшие размеры (не более 1,5:1,5 м). Для зданий предприятий речного транспорта приемлема только горизонтальная разрезка панелей. Все здания проектируются бесфонарными. Вентиляционное оборудование размещается на антресолях в пристроенных помещениях пли же на покрытиях.

Строительство полиграфического производства

Строительство полиграфического производстваВ полиграфической промышленности в многоэтажном исполнении строятся газетно-журнальные, книжно-журнальные, производственно-складские корпуса и районные типографии (как правило, небольшие двухэтажные здания). В основном они имеют 3 и редко 4 и более этажей (только для больших городов). В настоящее время разрабатываются проекты корпусов в 6 и 7 этажей с максимальным блокированием помещений.

Производственно-складские корпуса полиграфий проектируются с таким расчетом, чтобы складская часть (приблизительно 24:24 м) могла использоваться в дальнейшем под расширение основного производства.

Доля многоэтажных зданий в отрасли составляет около 80%. Так как здания не имеют зальных помещений, укрупнять сетку колонн в верхнем этаже нет необходимости. Укрупнение пролета до 12 м возможно только в корпусах, где установлены газетные агрегаты, которые монтируются на три этажа с устройством антресолей и организацией трехсветного освещения.

Все производственные здания, за исключением газетно-журнальных корпусов, имеют регулярное сочетание высот этажей. В газетно-журнальных корпусах сочетания высот этажей составляют, как правило, 4,8+6,0+4,8 м. На первом этаже размещаются подсобные помещения, склады и прессы; на втором — брошюровочные цехи и газетный цех офсетной печати; на третьем — наборные и корректорские помещения, кладовые, лаборатории.
В типовых проектах районных типографий высоты этажей равны 4,2 или 4,8 м.

При пропуске значительного числа коммуникаций больших размеров (в основном, воздуховодов) предпочтительнее использовать в перекрытиях зданий отрасли ригели трапециевидного сечения.
В основных производственных цехах рациональны сетки колонн 9:6 и (9+6+9)x6 м, а в зданиях районных типографий — 6:6 м.

При повышенных нагрузках на плиты перекрытий (в основных производствах до 2000 кг/м2, в складских — до 2500 кгс/м2) и ригели (в офсетном производстве до 2000 кгс/м2) использование ригелей трапециевидного сечения возможно только при увеличении их несущей способности.

В соответствии с технологическими требованиями здания отрасли необходимо проектировать с рамным каркасом в двух направлениях.
В качестве подъемно-транспортпых средств, в том числе и напольных, используются подвесные краны, тали, конвейеры, электрокары.
Анализ проектирования и строительства полиграфических предприятий показывает, что большинство зданий (за исключением районных типографий, проектируемых из конструкций серии 1.020) необходимо выполнять из конструкций серии 1.420.

Строительство целлюлозно-бумажного комбината

Строительство бумажного комбинатаВыполняются в основном многоэтажными. В их число входят производства тарного, коробочного, переплетного картона, целлюлозы для бумаги и химической переработки (искусственные материалы, взрывчатые вещества), древесной массы, гофрированной картонной тары и изделий из нее, прокладок для яиц, обоев, специальных воздуховодов и технической бумаги, санитарно-гигиенической бумаги (для родильных домов). Все складские помещения размещаются в двухэтажных зданиях.

Главные производственные корпуса имеют площадь до 100 тыс. м2, длину до 700 м, что вызвано большими габаритами бумагоделательных машин (их площадь составляет 280:24 м2).

Почти все здания имеют укрупненную сетку колонн в верхнем этаже. Многие из них оборудованы опорными мостовыми кранами грузоподъемностью 5–32 т. Для строительства целлюлозно-бумажного комбината подойдут решения с применением в одном пролете нескольких кранов разной грузоподъемности. Как правило, один из таких кранов — ремонтный. В зданиях отрасли принимаются, в основном, нерегулярные сочетания высот этажей. Из типовых конструкций выполняются только нижние этажи.

Первые этажи имеют высоту 6,0 м, а верхние — 18,0 и даже 20,0 м. В соответствии с технологией производства в отрасли необходимы здания с пролетами более 9 м и нагрузками на ригели до 2000 кг/м2. Под основное оборудование в первых этажах устанавливаются специальные фундаменты.

В качестве транспортных средств на перекрытиях используются электропогрузчики грузоподъемностью до 5 т. Намечается тенденция к снятию транспорта с перекрытий.

Все здания имеют сетку колонн 9:6 и 12:6 м, хотя оптимальной является сетка 12:12 м. В верхних этажах применяются сетки колонн 18:12, 24:12, реже 36:12 м.

Нетиповые решения зданий с нерегулярными сочетаниями высот этажей и большими нагрузками на перекрытия являются следствием того, что 90% сборных железобетонных конструкций решаются в индивидуальном исполнении. Применяются и металлические конструкции, но их использование лимитируется ограничением расхода металла и значительной коррозией строительных конструкций, связанной с наличием высокой влажности в помещениях.

Наиболее целесообразно использовать рамную в обоих направлениях схему каркаса здания. Площадь вставок в местах температурных швов используется рационально.

Использовать типовые конструкции серии 1.420 для зданий целлюлозно-бумажных предприятий практически невозможно, поэтому желательно (принимая во внимание большой объем строительства) разработать унифицированные отраслевые типовые конструкции, которые учитывали бы значительную долю реконструкции в общем объеме капитальных вложений по отрасли (до 70%). В качестве основы таких решений могут быть приняты существующие проработки, в которых здания отрасли рассчитываются как павильоны со встроенными этажерками.

 Источник: «Строительный Эксперт» № 13 (2003)

Все статьи